ОБЩЕСТВОЭКОНОМИКАПОЛИТИКАПРОИСШЕСТВИЯКУЛЬТУРАТУРИЗМСПОРТВ МИРЕНЕДВИЖИМОСТЬ
Фоторепортажи | Погода | Работа | Комментарии | Форум | Карта | Подписка | Реклама | Об агентстве

Сергей Шолохов: "Налицо девальвация всех фестивальных призов"

22 июня 2009, понедельник, 17:31 – СОЧИ-24

В дни, когда XXXI Московский международный кинофестиваль набирает обороты, память сама невольно начинает расставлять акценты в недавно завершившемся сочинском. Об итогах ХХ Открытого российского фестиваля "Кинотавр" мы беседуем с известным кинокритиком Сергеем ШОЛОХОВЫМ.

Времена побед таких картин как "Особенности национальной охоты и рыбалки" на "Кинотавре" прошли, – рассказывает Сергей. – Фильмы, отмеченные лирической иронией, юмором, увы, все реже и реже встречаются в относительно безрадостной российской кинодействительности. Но мрачный образ отечественного кино формируется реалиями, а не волей отборочной комиссии фестиваля. Впрочем, несколько картин из 12 представленных в конкурсной программе все же отличало жизнеутверждающее начало. К ним я отношу, например, позитивно-оптимистичную работу режиссера Веры Сторожевой и сценариста Ирины Васильевой "Скоро весна". Что же касается депрессивной тенденции, думаю, дело не в сюжетах. У Шекспира масса трагедий, но в них нет мрака, так как существует божественное очищение – катарсис. Из испытания чувств можно выйти победителем с благородными помыслами. Но это в том случае если кульминация и развязка подчинены аристотелевским принципам. А здесь большинство картин – "линейные", без внутренней драматургии.



– Помню, после просмотра фильма Сергея Снежкина "Похороните меня за плинтусом" вы назвали его самым любопытным и сильным…

– Да, я бы его выделил, потому что, помимо трагического контекста обстоятельств, в нем есть судьба мальчика, есть победа добра над злом и есть… актриса Светлана Крючкова, создающая удивительный праобраз из того временного пласта, когда критичность еще не отформатировала богов и героев. Он до античности и культуры, он стихия. И маленький главный герой повести Павла Санаева, которая легла в основу фильма, прекрасно уживается с этой стихией. Сыграть то, что сыграла Крючкова, практически невозможно. Это не игра, а… бытие! Не зацепить такое не может.

– Однако жюри "не зацепилось", присудив приз "За лучшую женскую роль" Яне Трояновой за фильм "Волчок". Более того, картина Снежкина вообще обойдена наградами!

– Не стоит преувеличивать значение фестивальной призовой политики в судьбе того или иного фильма. "Похороните меня за плинтусом" будет показан на Первом канале, то есть проблем с аудиторией у киноистории не будет. Хотя некоторые решения жюри относительно отмеченных фильмов, не скрою, вызывают удивление.

– Например?

– Например, приз "За лучшую мужскую роль", доставшийся Борису Каморзину за роль второго плана в фильме Николая Хомерики "Сказка про темноту". Этот безликий персонаж в милицейской форме появляется на экране на десять минут и то лишь для того, чтобы поматериться. При этом блистательная работа Виктора Сухорукова в фильме Ларисы Садиловой "Сынок", по мнению жюри, видимо, проходная. Налицо девальвация всех фестивальных призов!

Можно отметить Наталью Негоду в картине Алексея Мизгирева "Бубен, барабан". В рамках, поставленных режиссером, она органична. Создаваемый ею образ достаточно точен. Правда, сама история, на мой взгляд, немного неправдоподобна. Заезжий морячок – вор из зоны, ищущий на свободе идеал порядочности и мучающий заведующую районной библиотекой за то, что она не без греха, – мог быть повеликодушнее. Ну поколотил он ее вечером спьяну: мол, не воруй из библиотеки книги, живи на свою мизерную зарплату. Так утром-то сам Бог велел простить. Ан нет! Вместо этого подозрительно честолюбивый и привередливый избранник героини променял ее на молодую соседку. А ведь в этом маленьком шахтерском городке, похоже, все живут примерно по одним и тем же неписаным законам. Кроме того, не верю я в уголовника-идеалиста. Если он такой правильный, ехал бы тогда в Эрмитаж и любовался изображением Девы Марии… Маленькая ложь, как говорится, рождает большое подозрение.

– Однако это не помешало некоторым завсегдатаям "Кинотавра" рассыпаться в комплиментах. Кто-то сравнивал "Бубен, барабан" с шедеврами Бергмана, а скажем, дебютную работу молодого режиссера Клима Шипенко "Непрощенные" – с картинами Тарантино…

– Не исключено, что Шипенко, окончивший факультет кинопроизводства Калифорнийского университета в Нортридже, знаком с творчеством Тарантино, но это еще ничего не значит. Квентин – мощнейший художник, изобретающий собственный стиль, и не в ответе за тех, кто случайно на видеокассете посмотрел какой-то из его фильмов. "Непрощенные" – из разряда третьесортных работ. Мне совершенно непонятно, как она попала в конкурсную программу.

– Среди фестивальных картин, содержащих хоть какие-то намеки на юмор, выделяются "Европа – Азия" Ивана Дыховичного и "Сумасшедшая помощь" Бориса Хлебникова. Но назвать их комедиями почему-то не поворачивается язык. Разве что фарсами?

Согласен, "Европа – Азия" – более-менее удачная попытка создать оптимистичный фильм. Дыховичный, можно сказать, тряхнул стариной и вполне заслуживает поддержки. "Сумасшедшая помощь"
– вполне жизненная история без фантастических поворотов. Герой Сергея Дрейдена – этакий Дон-Кихот из спального района, выброшенный из этой жизни, но пытающийся найти в ней смысл. Под стать ему "Санчо Панса" Евгения Сытого – белорусский гастарбайтер, вместе с которым так весело ходить в поход против ветряных мельниц. Каждый борется со скукой по-своему, оттягивая или приближая роковой час…

– В фильме Игоря Волошина "Я" с Артуром Смольяниновым в главной роли приближение рокового часа, как мне показалось, неоправданно смакуется.

– Волошин явно ведет диалог с Эмиром Кустурицей. Картина изобилует парафразами на грани плагиата. Например, крест с распятым на нем человеком, который по земле волочет собака… Почему бы не придумать что-то свое?! Весь этот цыганский рэп (Гоголь, балалайка, текила, джаз) в "Я" выглядит как эрзац. Он вторичен, а у Кустурицы – нет.

– Как вам дебют дочери Геннадия Хазанова Алисы в "Сказке про темноту"?

– Дебют состоялся, хотя девушка – никакая не милиционерша. Слабо верится, что с такими холеными руками можно работать в инспекции по делам несовершеннолетних. Посмотрите, как она у себя на кухне держит чашечку или сигарету! Это уже не Владивосток, а, скажем, Париж… Адаптировать ее, прибывшую из другого, яркого мира, к унылому миру серых улиц не удалось.

– "Волчок" Василия Сигарева и "Кислород" Ивана Вырыпаева обласканы милостями как жюри, так и Гильдии киноведов и кинокритиков. По-вашему, заслуженно?

– "Волчок" – хорошее кино. Единственное, что мир маленькой героини в первой половине картины событийно очень насыщенный и интересный, а во второй – "подростковой" – практически лишен атмосферы и очень "рыхлый". Подобный дисбаланс отнюдь не свидетельствует о совершенстве. Я бы дал Сигареву приз "За лучший дебют", если бы таковой на "Кинотавре" был. В "Кислороде", удостоенном приза "За лучшую режиссуру", никаких особых режиссерских откровений нет. В картине три основных плана и нефильтрованная масса образов: Осама Бен Ладен, война в Ираке, Библия и Иерусалим… Короче, рассказал "до кучи" все что знал – перекачал из интернета весь YouTube…

– Какова дальнейшая судьба конкурсных работ? Часть из них покажут на телеканале СТС, часть – на Первом канале в рамках "Закрытого показа" Александра Гордона…

– Боюсь, очень немногие. Из-за огромного количества мата. Конечно, в угоду телевизионному формату можно переозвучить весь фильм, но кто на это пойдет? Говорить в целом о прокатной перспективе мне сложно, но как представитель Первого канала смею заверить, что лучшие работы дойдут до нашей телеаудитории: "Похороните меня за плинтусом", "Сынок", "Скоро весна", "Европа – Азия"…

– А "Волчок"?

– Не уверен. В нем из уст маргинальной мамаши звучат те еще тирады. Да и есть ряд спорных сцен…

– Сергей, в ночь с 14 на 15 июня вы вышли в эфир Первого канала с дневником "Кинотавра", а на следующий день, искупавшись в бассейне и позавтракав в одном из ресторанов гостиничного комплекса "Жемчужина", поехали в аэропорт. Садясь в самолет, скажите, вы покидали Сочи с чувством глубокого удовлетворения или наоборот? Чем нынешний визит отличался от прошлогоднего?

– Понедельник, 15 июня, – мой первый выходной, которому предшествовал напряженный рабочий график просмотров, съемок и монтажей. Я ехал в аэропорт, окрыленный чувством свободы. А глядя на Сочи с высоты птичьего полета из иллюминатора, подумал: это город перманентного и непрерывного строительства! Символ вечной перестройки: на протяжении всех 20 лет "Кинотавра" здесь постоянно что-то строят и перестраивают… От XXI фестиваля жду новых картин, работа над которыми к тому времени, надеюсь, будет завершена, – "Трудно быть богом" Алексея Германа, "Утомленные солнцем-2" Никиты Михалкова, "Фауста" Александра Сокурова. Будущее тем и прекрасно, что держит в своем рукаве множество сюрпризов. Будем надеяться, приятных.


СПРАВКА: Сергей Шолохов, ведущий телепрограммы "Тихий дом", кинокритик. Родился 27 сентября 1958 года в Ленинграде. Учился в ленинградской школе-интернате №4 с преподаванием хинди и английского языка. В 1981-м окончил филологический факультет Ленинградского государственного университета, в 1985-м – аспирантуру Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. C 1987 года работал на Ленинградском телевидении редактором отдела кино Главной редакции художественного вещания. В этот период он автор и ведущий публицистической программы "Пятое колесо", создал культурологический еженедельный телепроект "Тихий дом". В 1991-м переходит вместе с программой "Тихий дом" на РТР, был комментатором ВГТРК. 22 сентября 1997 года назначен заместителем председателя ГТРК "Петербург 5-й канал". В его ведение перешла координация вещания всех государственных и независимых телевизионных производителей Санкт-Петербурга на телеканале "Культура" (Р-2) ВГТРК. Занимал должность до 1998-го. В мае того же года программа "Тихий дом" стала выходить на телеканале "ОРТ". В мае 1999-го Шолохов стал генеральным директором продюсерского центра "Петербург – Культура". Жена – Татьяна Москвина, кинокритик и литературовед. Имеет двоих сыновей.

СОЧИ 24

Источник: "Новости Сочи"


   Версия для печати  Подписаться на новости  На главную
КУЛЬТУРА: ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ
«Мисс Черноморское побережье 2015» выберут в Сочи «Мисс Черноморское побережье 2015» выберут в Сочи

В Сочи состоится завершающий этап международного конкурса «Мисс Черноморское побережье 2015», который проводится ежегодно на Черном море..

КУЛЬТУРА: ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Ещё →  
15-5-2015, 10:34
«Мисс Черноморское побережье 2015» выберут в Сочи

В Сочи состоится завершающий этап международного конкурса «Мисс Черноморское побережье 2015», который проводится ежегодно на Черном море..»

20-12-2013, 14:41
В Сочи будут читать стихи Есенина

В Сочинском органном зале пройдет литературно-музыкальный вечер памяти Сергея Есенина..»

20-12-2013, 11:41
Площадки празднования Live Sites появятся в пяти местах

На пяти специальных площадках будут транслироваться события Олимпийских игр, пройдут концерты и спортивно-образовательные мероприятия для детей..»

17-12-2013, 15:22
Валентин Юдашкин откроет школу танцев в Сочи

Известный модельер и глава Союза танцевального спорта России Валентин Юдашкин откроет школу на базе комплекса «Дагомыс»..»

13-12-2013, 10:19
Фотовыставка «Образы России» откроется в музее Островского

В рамках Года Музеев Культурной Олимпиады «Сочи 2014» в музее Островского открывается фотовыставка «Образы России»..»

11-12-2013, 10:38
Во время Олимпиады на улицах станцуют лезгинку

Казачьи напевы, горловое пение и лезгинку включат в Культурную программу «Сочи 2014»..»

ПОПУЛЯРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
РЕКЛАМА
ОБЩЕСТВОЭКОНОМИКАПОЛИТИКАПРОИСШЕСТВИЯКУЛЬТУРАТУРИЗМСПОРТВ МИРЕНЕДВИЖИМОСТЬ
Фоторепортажи | Погода | Работа | Комментарии | Форум | Карта | Подписка | Реклама | Об агентстве
Размещение рекламы в «СОЧИ 24»
Прайс-лист, (8622) 37-62-16, info@sochi-24.ru
Редакция: news@sochi-24.ru
Архивы за 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009 гг.
2009–2013 © Информационное агентство «СОЧИ 24»
ИА «СОЧИ 24», св-во регистрации СМИ ИА № ФС 77-44763
Материалы агентства могут содержать информацию 18+
При цитировании гиперссылка на «СОЧИ 24» обязательна.
«СОЧИ 24» - это оперативные новости Сочи
и аналитика, фоторепортажи, погода в Сочи,
форум, работа в Сочи.