11 октября, пятница |
ОБЩЕСТВО | ЭКОНОМИКА | ПОЛИТИКА | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | ТУРИЗМ | СПОРТ | В МИРЕ | НЕДВИЖИМОСТЬ |
Фоторепортажи | Погода | Работа | Комментарии | Форум | Карта | Подписка | Реклама | Об агентстве |
Тень Турции будет присутствовать на встрече лидеров в Сочи23 января 2010, суббота, 19:35 – СОЧИ-24 Накаляются страсти в преддверии назначенной на 25 января в сочинской резиденции российского президента трехсторонней встречи лидеров Армении, Азербайджана и России по урегулированию карабахского конфликта. Разумеется, не сам этот саммит возбуждает эти страсти. Напротив, возможно, стремление охладить их и является причиной его срочного созыва. Сообщение о проведении тройственной встречи в Сочи появилось 21 января, спустя несколько дней после рабочего визита в Москву президента Армении Сержа Саргсяна и поездки в Ереван министра иностранных дел России Сергея Лаврова. А еще несколькими днями раньше, 13 января в Москве побывал премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган. Как раз накануне этого визита, 12 января в Ереване произошло событие, повлекшее за собой новый виток эскалации напряженности между Турцией и Арменией, – к счастью, исключительно дипломатического свойства, – так или иначе, имеющее отношение к процессу урегулирования карабахского конфликта. В этот день Конституционный суд (КС) Армении рассмотрел вопрос о соответствии Основному закону страны двух армяно-турецких протоколов, подписанных 10 октября 2009 года в университете Цюриха главами МИД двух стран Эдвардом Налбандяном и Ахмедом Давутоглу. Эти документы, “Протокол об установлении дипотношений” и “Протокол о развитии двусторонних отношений» должны быть одобрены парламентами двух стран. При этом предполагается, что парламент Армении без особых затруднений проведет эту процедуру, поскольку армянская оппозиция не имеет достаточное число депутатских мандатов, чтобы помешать этому. Поэтому, первым на ратификацию своему парламенту должно предложить протоколы правительство Турции. Однако, в Армении необходимо было перед ратификацией еще провести экспертизу протоколов в КС. И, как замечает известный армянский политолог, директор Института Кавказа Александр Искандарян, до этого момента подход к процессу нормализации армяно-турецких отношений со стороны Еревана не вызывал ни у кого никаких нареканий, в том числе, и со стороны Анкары. Дальше произошло следующее. КС признал обязательства, закрепленные в протоколах, соответствующими Конституции Армении. Председатель суда Гагик Арутюнян, зачитал решение, в котором Конституционный суд подробно проанализировал нормы армяно-турецких протоколов, констатировав что установленные документом обязательства носят взаимный межгосударственный характер и не могут распространяться на третьи страны (очевидно, что здесь имелся в виду Азербайджан и что обязательства никак не связаны с процессом урегулирования армяно-азербайджанского конфликта из Нагорного Карабаха – А.Д.) При этом члены КС констатировали что приоритетным положением протоколов является открытие фактической армяно-турецкой границы и все иные обязательства приобретают правовую силу только в случае наличия открытых границ. В своем решении Конституционный суд установил, что обязательства, закрепленные в протоколах, основаны на принципах международного права и международной практики. При этом КС констатировал, что толкование протоколов и применение их не могут противоречить преамбуле Конституции Армении. Вслед за этим МИД Турции распространил заявление, в котором указывается, что решение Конституционного Суда Армении о признании соответствующими Конституции армяно-турецких протоколов, подписанных 10 октября 2009 года в Цюрихе, содержат предусловия и ограничительные положения, не соответствующие букве и духу протоколов. Азербайджанские информагентства еще поддали жару в эти обвинения официальной Анкары. Со ссылкой на турецкую газету Hurriet, они сообщили, будто по мнению Турции, это решение КС Армении является грубым нарушением подписанных протоколов, так как в существующей 11 статьи Конституции Армении указано, что “Армянская республика должна добиваться международного признания геноцида, осуществленного в 1915 году на территории Западной Армении Османской империей”, тем самым ставя под сомнение территориальную целостность Турции”. Но достаточно даже бегло просмотреть текст конституции Армении, чтобы убедиться: ни в одной из ее статей нет ни одного упоминания слов «геноцид» или «Западная Армения». Естественным кажется то недоумение, с котором министр иностранных дел Армении Налбандян заявил, что намерен выяснить у главы МИД Турции Давутоглу, «где именно в заключении Конституционного суда турецкая сторона увидела предусловия и чем оно противоречит основной цели протоколов». Другое дело, что подобное «предусловие» при желании можно обнаружить в решении КС относительно приоритета, которым суд считает фактическое открытие армяно-турецкой границы, только после чего все иные обязательства по протоколам приобретают правовую силу… Но, видимо, кое-кто в Турции решил, что само по себе открытие границ с Арменией не так сильно волнует турецкого обывателя, а вот сыграть на комплексах, напомнив о болезненных для «массового турецкого сознания» напоминаниях о «геноциде армян», вполне может оказаться эффективным. В конце концов, сопротивление нормализации армяно-турецких отношений в самой Турции ничуть не меньше, а то и больше, чем в Армении. Поэтому использовать решение КС Армении (кстати, почему-то это решение нигде в армянской прессе не опубликовано и известно лишь со слов председателя суда Гагика Арутюняна – А.Д.) в Турции в политических целях, особенно, если учесть намеченные в стране в 2011 году,- а по некоторым оценкам, и раньше, – парламентские выборы, вполне даже объяснимо. Разумеется, эту тему должен был правильно «отыграть» и премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган. 21 января он провел вместе с генеральным секретарем Организации Исламская Конференция Экмеледдином Инсаноглу провел пресс-конференцию в Саудовской Аравии, где довел до внимания, что в упомянутом постановлении армянского суда есть сомнительные выражения, которые Турция категорически принять не может. Более того, Эрдоган подчеркнул, что Анкара не намерена рассматривать проблему (карабахского конфликта – А.Д.) между Азербайджаном и Арменией вне вопроса о нормализации армяно-турецких отношений. «Это мнение мы высказали как в ходе, так и после подписания протоколов в Швейцарии, заявил турецкий премьер, – об этом я сказал Обаме и Медведеву: “Минская группа (ОБСЕ) должна конкретизировать решение (карабахской)проблемы. Если они ускорят данный вопрос, то вы увидите и конкретизацию в турецко-армянских связях. Однако сначала должны быть освобождены от оккупации азербайджанские земли”. После этого заявления становится ясно, отчего так срочно было принято решение усадить 25 января за стол в Сочи в присутствии российского президента лидеров Армении и Азербайджана. В Анкаре, Ереване и Москве надеются, что Ильхам Алиев и Серж Саргсян по итогам сочинского рандеву, – в прошлом году они встречались девять (!) раз – сделают какое-нибудь заявление, которое будет выглядеть прогрессом в поисках компромисса по Карабаху. А это, в свою очередь, позволит убедить противников нормализации между Ереваном и Анкарой среди самих армян и турок, что, действительно, ход одного процесса будет зависеть от успеха другого… Однако, как считают источники, близкие к переговорам между Баку и Ереваном, нет никаких оснований предполагать, что от встречи в Сочи можно ожидать прогресса в карабахском урегулировании. Кроме того, если предположить, что в данный момент в нем заинтересованы Армения, Турция и Россия (как посредник), то спрашивается, что получает от него Азербайджан? Может быть, чтобы объяснить такие резоны Ильхаму Алиеву отправился 21 января в Баку глава кремлевской администрации Сергей Нарышкин. Он возглавил представительную российскую делегацию для участия в российско-азербайджанском «форуме общественности», состоявшемся 22 января. Однако, в тот же день глава МИД Армении Эдвард Налбандян в резкой форме заявил, что «если переговоры становятся самоцелью, то преобладают агитация и контрагитация». «В Азербайджане, сказал армянский министр, – агитация приводит к истерии». Впрочем, заметил он «если азербайджанская сторона продемонстрирует конструктивную позицию в карабахском урегулировании, то определенные подвижки в переговорном процессе могут быть». И добавил: «Но не думаю, что в 2010 году произойдет перелом в переговорах». Источник:
ПОЛИТИКА: ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ
|
ОБЩЕСТВО | ЭКОНОМИКА | ПОЛИТИКА | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | ТУРИЗМ | СПОРТ | В МИРЕ | НЕДВИЖИМОСТЬ |
Фоторепортажи | Погода | Работа | Комментарии | Форум | Карта | Подписка | Реклама | Об агентстве |
Размещение рекламы в «СОЧИ 24» Прайс-лист, (8622) 37-62-16, info@sochi-24.ru Редакция: news@sochi-24.ru | Архивы за 2024, 2021, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009 гг. | |||
2009–2013 © Информационное агентство «СОЧИ 24» ИА «СОЧИ 24», св-во регистрации СМИ ИА № ФС 77-44763 Материалы агентства могут содержать информацию 18+ При цитировании гиперссылка на «СОЧИ 24» обязательна. | «СОЧИ 24» - это оперативные новости Сочи и аналитика, фоторепортажи, погода в Сочи, форум, работа в Сочи. |