11 октября, пятница |
ОБЩЕСТВО | ЭКОНОМИКА | ПОЛИТИКА | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | ТУРИЗМ | СПОРТ | В МИРЕ | НЕДВИЖИМОСТЬ |
Фоторепортажи | Погода | Работа | Комментарии | Форум | Карта | Подписка | Реклама | Об агентстве |
Нурсултан Назарбаев: миссия выполнима30 апреля 2015, четверг, 16:13 – СОЧИ-24 Политики и эксперты вовсю обсуждают нюансы состоявшихся выборов. Однако мало кто говорит о том, что означает этот выбор для будущего страны. Между тем, первое, что нужно отметить: это выбор стратегии сильного государства. Что это значит и почему данный аспект столь важен? Если вспомнить новейшую историю государств постсоветского пространства, мы увидим перманентную турбулентность, череду кризисов и региональных конфликтов. Запрос на социальную направленность и социальную ответственность государства остается для всех нас одним из ключевых на протяжении последних 25 лет. От власти ждут, в первую очередь, защиты, стабильности и социальных гарантий. В определенном смысле это и есть залог общественного договора между гражданами и государством. Как известно, первые прямые всенародные выборы президента Республики Казахстан состоялись 1 декабря 1991 года. Тогда Нурсултан Назарбаев был избран 98,7% голосов. Избиратели Казахстана увидели в нем руководителя, который может обеспечить стабильность в условия распада СССР и экономической трансформации. Для сравнения: в тот же год российский президент Борис Ельцин получил чуть более 57%, украинский лидер Леонид Кравчук набрал немногим более 50% голосов. Те выборы проходили на крайне напряженном фоне. СССР доживал последние дни, повсеместно вспыхивали внутриреспубликанские конфликты – большая страна превращалась в карту "горячих точек". При этом экономика самого Казахстана к моменту провозглашения государственной независимости находилась в упадке, инфляция, безработица и бедность охватили все слои общества. Ситуация складывалась настолько драматично, что новое государство могло развалиться, еще не родившись. Вся тяжесть сохранения независимости и формирования казахстанской государственности легла на плечи новоизбранного президента. На первый план вышел фактор лидера и личности. Люди ждали, что государство создаст социальный каркас и предложит стратегию выхода из кризиса. И Нурсултан Назарбаев сумел предложить такую стратегию. Однако он прекрасно понимал, что социально ответственным может стать только сильное и стабильное государство. Поэтому следующие годы были посвящены отстраиванию такого государства. По сути именно он создал региональный паттерн – образец, на который можно ориентироваться. Своего рода "золотой стандарт" силы, стабильности и социального развития. Что же представляет собой модель сильного социального государства по-казахстански? С одной стороны, люди всегда хотят больше демократии и свободы. Точнее, комплекса самых разных свобод: слова, вероисповедания, передвижения, предпринимательства и т.д. И все это в Казахстане есть. Но с другой стороны, любые преимущества демократии оказываются вторичны, если из крана течет ржавая вода (если вообще течет), не греют батареи, невозможно накормить семью, получить достойную работу и дать ребенку качественное образование. Иными словами, пирамиду базовых человеческих потребностей (известную как пирамида Маслоу) никто не отменял. Позволю себе историко-философское отступление. В 1992 году американский философ японского происхождения Фрэнсис Фукуяма опубликовал работу "Конец истории и последний человек". Книга стала апологией чистого либерализма – "сильное государство" здесь выступало "препятствием на пути к будущему". Очевидно, что работа писалась на фоне распада СССР и чрезмерных ожиданий по поводу развития новой мировой политики, в том числе на постсоветском пространстве. Эта книга имела очень сильный резонанс, ею руководствовались не только преподаватели университетов, но и действующие политики. Однако уже к 2004 году Фукуяма, проанализировав произошедшие изменения, обескуражил публику новой книгой – "Сильное государство: управление и порядок в XXI веке", в которой полностью изменил свой подход. Теперь он утверждал, что "слабые и некомпетентные правительства являются источником серьезных рисков". "Слабость или отсутствие государственности тянут за собой неизбежную вереницу проблем: терроризм, эмиграцию, бедность… В свою очередь, сильное государство, наоборот, предотвращает разжигание конфликтов и помогает в разрешении социальных проблем. Фактически именно оно может и должно эволюционировать в сильное социальное демократическое государство", – указывал Фукуяма. Социальное государство, выстроенное в Казахстане, позволяет удовлетворять как базовые потребности, так и потребности верхней части пирамиды Маслоу – эстетические, этические, и, конечно же, потребности в самореализации: в стране успешно работают социальные лифты для молодых людей, которые хотят делать карьеру. Если следовать логике Фукуямы, сегодня Казахстан можно признать своего рода воплощением приведенного им образа – сильного государства, которое использует свою силу для дальнейшего развития – экономического, политического, социального. Именно все это в совокупности вновь позволило Нурсултану Назарбаеву выиграть выборы со столь впечатляющим преимуществом. Основы сегодняшнего результата – в постоянном поиске эффективной и прагматичной модели развития. В 1997 году в послании народу Казахстана Назарбаев озвучил стратегию "Казахстан-2030", в которой главным приоритетом устойчивого развития было определено построение независимого, процветающего и политически стабильного государства, с присущим ему национальным единством, социальной справедливостью, экономическим и социальным благосостоянием населения. Таким образом, Казахстан первым из всех постсоветских стран перешел на путь долгосрочного развития и предоставления социальных гарантий. В 2001 году была принята Концепция социальной защиты населения, которая предусматривала построение системы социальных прав, соответствующей современным демократическим стандартам и рыночным условиям. В дальнейшем Казахстан демонстрировал поэтапный рост государственных социальных гарантий. Их не "урезал" даже мировой экономический кризис. Пока в развитых странах мира расходы на социальную сферу сокращались, в Казахстане, они наоборот, росли. Так с 2007 по 2011 год размер заработной платы работников бюджетной сферы вырос в 2 раза, а средний размер пенсии – в 2,6 раза. Расходы на социальную помощь и социальное обеспечение, образование и здравоохранение увеличиваются из года в год. Если в 2008 году данные расходы в совокупности составляли 868 миллиардов тенге (32% всех расходов республиканского бюджета), то в 2014 году они составили уже 2,3 триллиона тенге (41%) бюджетных расходов. Только в 2014 году в Казахстане было введено в эксплуатацию 111 общеобразовательных школ, 105 дошкольных учреждений, 172 амбулаторно-поликлинических учреждения, 7 больниц. Объективным показателем успехов страны служит убедительный демографический рост – с 15 миллионов человек в 1999 году до 17,5 миллионов в 2015-м. Неудивительно, что в 2012 году основные задачи "Стратегии-2030" были признаны выполненными, и теперь страна сверяет свои часы уже со "Стратегией-2050". 8 апреля 2015 года Нурсултан Назарбаев утвердил новую программу инфраструктурного развития "Нурлы жол" на 2015-2019 годы, направленную на реализацию новой экономической политики, основанной на формировании единого рынка и выстраивании эффективной инфраструктуры – транспортно-логистической, индустриальной, туристической. Кроме того, планируется укрепление энергетической инфраструктуры в рамках развития единой электроэнергетической системы, модернизация инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства и систем тепло– и водоснабжения, повышение доступности жилья для граждан, развитие инфраструктуры сферы образования. По мнению экспертов, реализация программы позволит уже к 2020 году достичь роста ВВП на 15,7%, создать дополнительно около 400 тысяч рабочих мест, добиться существенного повышения в рейтинге Всемирного экономического форума показателя "качество базовой инфраструктуры". Учитывая предыдущие успехи страны, очевидно, что миссия нового срока Нурсултана Назарбаева, хотя и непроста, но выполнима. Строительство сильного социального государства в Казахстане, являющемся главным союзником и партнером России по Евразийскому экономическому союзу, будет продолжена. А значит, его убедительная победа может стать и основой наших будущих общих достижений по продвижению проекта евразийской экономической интеграции. Источник:
В МИРЕ: ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ
|
ОБЩЕСТВО | ЭКОНОМИКА | ПОЛИТИКА | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | ТУРИЗМ | СПОРТ | В МИРЕ | НЕДВИЖИМОСТЬ |
Фоторепортажи | Погода | Работа | Комментарии | Форум | Карта | Подписка | Реклама | Об агентстве |
Размещение рекламы в «СОЧИ 24» Прайс-лист, (8622) 37-62-16, info@sochi-24.ru Редакция: news@sochi-24.ru | Архивы за 2024, 2021, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009 гг. | |||
2009–2013 © Информационное агентство «СОЧИ 24» ИА «СОЧИ 24», св-во регистрации СМИ ИА № ФС 77-44763 Материалы агентства могут содержать информацию 18+ При цитировании гиперссылка на «СОЧИ 24» обязательна. | «СОЧИ 24» - это оперативные новости Сочи и аналитика, фоторепортажи, погода в Сочи, форум, работа в Сочи. |