11 октября, пятница |
ОБЩЕСТВО | ЭКОНОМИКА | ПОЛИТИКА | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | ТУРИЗМ | СПОРТ | В МИРЕ | НЕДВИЖИМОСТЬ |
Фоторепортажи | Погода | Работа | Комментарии | Форум | Карта | Подписка | Реклама | Об агентстве |
Курорт олимпийского режима7 июля 2009, вторник, 14:11 – СОЧИ-24 Страшный сон жителей Сочи о безлюдном курорте в сезон пик, к счастью, не сбылся. Российский турист прет на олимпийскую стройку пуще прежнего. Социологи, похоже, нашли объяснение этому феномену: прогуляться среди самосвалов и позагорать в грузовом порту становится не просто экзотикой, а демонстрацией патриотических чувств, пробудившихся у россиян в связи с предстоящим в 2014 году событием - зимними Олимпийскими играми. Успеем ли мы к ним подготовиться? Проект в копеечку Месяц назад подготовку к Олимпиаде в Сочи инспектировала координационная комиссия МОКа, и ее председатель Жан-Клод Кили "высоко оценил достигнутый прогресс". Об этом становится известно каждому, ступившему на сочинскую землю. Оптимисты почему-то понимают "прогресс" буквально: как будто уже все готово, а они забыли дома лыжи. Пессимисты, наоборот, распаляют себя, что стройка стоит, а МОКу в очередной раз втирали олимпийские очки. Оно, конечно, не без этого: для инспекторов открывают на несколько дней недостроенный аэропорт, их катают по завершенному участку дороги, показывают почти готовый горнолыжный комплекс "Роза Хутор" - едва ли не единственный уже существующий олимпийский объект. За пять тысяч рублей любой таксист домчит до первого забора на побережье и будет уверять, что как раз за ним и находится будущий ледовый дворец. На самом деле там вполне может быть резиденция какого-нибудь знатного олигарха или чиновника. Но в принципе по размаху строительства и финансовым затратам объекты вполне сопоставимы. Формально зимняя Олимпиада в Сочи национальным проектом не считается. Но по уровню официальных патронов, по идеологическому обеспечению и по бюджету это чистой воды нацпроект. Стоимость Игр оценивается в 315 миллиардов рублей. Никогда прежде государство не было столь щедрым к своим гражданам. Национальный проект "Здравоохранение", помнится, в 2006 году начинался с 63 миллиардов рублей, на "Образование" выделили 30,5 миллиарда. - Олимпиада - совсем другое дело, - уверял корреспондентов один олимпийский деятель. - Она запомнится народу так же, как полет Гагарина и победа в Великой Отечественной. В Ванкувере, Нагано или Турине не надо было все строить с нуля, поэтому их расходы на проведение зимних Олимпийских игр составили сумму в 5-6 раз меньшую, чем у нас. Но ведь и 315 миллиардов это еще не все. Строительство скоростной автомобильной и железной дорог Адлер - Красная Поляна обойдется в 240 миллиардов рублей. Это, конечно, хорошо, что электрички будут курсировать от моря в горы чуть ли не с секундным интервалом, а путь займет всего 17 минут, но возникает вопрос: как трасса будет эксплуатироваться после Олимпиады? Ведь чтобы окупить магистраль, вся страна должна кататься туда-сюда как минимум год. - Тут по канатке раз подняться - 1400 рублей за двоих, - жалуется рядовой отдыхающий. - Спрашиваю: почему так дорого? Отвечают: вам никто и не обещал, что олимпийский курорт будет дешевым. Курорта-то еще нет, а дерут по-взрослому. Стахановское усердие Пока запечатлеть себя на фоне чего-нибудь по-настоящему олимпийского, как это любят туристы, довольно проблематично. Все объекты охраняются, попасть туда можно только с разрешения госкорпорации "Олимпстрой" или частных инвесторов. Корреспондентам повезло - все оказались добрыми, разрешали вволю фотографировать и сколько угодно топтать расчищенные под строительство площадки. Честно сказать, если без конца не заглядывать в эскиз, то представить на этих запруженных техникой и людьми пустырях олимпийский стадион или еще какое-нибудь сооружение тысяч на шестнадцать зрительских мест непосвященному практически невозможно. Еще сложнее запомнить количество забитых свай, тонны перевезенного гравия и залитого в землю бетона. Эти цифры инвесторы сваями забивали в головы корреспондентов, как в Книгу рекордов Гиннесса. Зато когда закончились все стройплощадки, стало понятно, что Олимпиада от нас не отвертится, при таком стахановском усердии ее можно провести и на пару лет раньше. Собственно, олимпийские объекты и должны быть готовы за два года до проведения Игр - таково требование МОКа. Зимой 2012 года в Сочи пройдут "соревнования в пробном режиме" на горных трассах и ледовых аренах. Это делается для того, чтобы оценить качество объектов и устранить недостатки, если они проявятся. В "боевой готовности" к этому времени должна быть и вся инфраструктура, обеспечивающая жизнедеятельность Олимпиады. С этим делом пока, похоже, напряг. На основной магистрали еще идут проектные работы, и в сторону Красной Поляны начато строительство временных "технологических" дорог и мостов для подвозки песка и щебня. "Дорожная песня" явно будет самой трудной, учитывая здешний горный рельеф, капризные реки и экологическую составляющую проблемы. "Зеленые" вроде бы не дают строителям развернуться так, как им бы этого хотелось. Ростехнадзор и прокуратура завалены жалобами на незаконную выемку гравия на побережье, на вольную вырубку деревьев в заповеднике. Проверки идут одна за другой, но что-то не слышно о приостановленных где-то работах. "Нельзя пожарить яичницу, не разбив яйца", - заявил начальник дорожного участка, на котором выговоров за экологические прегрешения как на собаке блох, однако в "Олимпстрое" он числится одним из лучших. - "Яичницей", которую жарят к 2014 году, сейчас оправдывается все, - говорит эколог Игорь Радухин. - Позиция "Олимпстроя" - добиться, чтобы Олимпиада в Сочи была самой-самой... Но Игры закончатся за две недели, а последствия пренебрежения экологией будут сказываться десятилетиями. К слову, территория Сочи 200 тысяч гектаров, из них 30 тысяч занимают дендрарии, ботанические сады и природные заповедники. А объем строительных отходов к Олимпиаде достигнет 500 тысяч кубометров. Ужас масштабного захламления сподвиг госкорпорацию на реализацию концепции Zero Waste (ноль отходов). В Сочи начато строительство экологически безопасного мусороперерабатывающего завода, но когда заработает это чудо утилизации - неизвестно. Есть мнение, что глава госкорпорации "Олимпстрой" Виктор Колодяжный в начале июня был освобожден от должности как раз за то, что не справился со сроками реконструкции курортной инфраструктуры. Годом раньше за то же самое сняли предыдущего главу "Олимпстроя" Семена Вайнштока. Теперь олимпийский руль передан Таймуразу Боллоеву, известному не только в качестве лучшего пивовара (он основатель компании "Балтика" - "золотого пива России"), но человека, близкого к премьеру Путину. В мэрии Сочи доверительно поделились с "Известиям", что теперь-де за очистные и канализацию можно не переживать. Местных купили под ключ Однако считается, что и ушедший из "Олимпстроя" Виктор Колодяжный за год успел кое-что сделать. При нем, например, благополучно разрешилась проблема с частниками, не дававшими олимпийской стройке как следует обосноваться в Имеретинской бухте. С подачи Колодяжного Госдума спешно приняла поправки в Закон об организации Олимпийских игр в Сочи, и теперь на раздумье хозяевам - брать компенсацию деньгами или соглашаться на новый участок - дается всего месяц, после чего администрация Краснодарского края может обратиться в суд с иском об изъятии земли под госнужды. Всего под снос попадает 2200 объектов недвижимости, половина из них принадлежит физическим лицам. Угроза остаться ни с чем сделала людей более сговорчивыми. Хотя пряник от госкорпорации "Олимпстрой" подействовал на обреченных гораздо эффективнее. Собственно им предложили то, чего они и добивались, созывая телевидение и подписывая коллективные письма президенту: жителям Имеретинской бухты платят по 1 600 000 рублей за сотку, чуть меньше тем, кто жил в полутора-двух километрах от моря. Большинство выбирают другой вариант: 7 соток на равноценном расстоянии и строительство дома за счет корпорации. Жилье сдается под ключ, хозяин заказывает не только камин и отдельные комнаты для отдыхающих, но и цвет кафеля в ванной и даже кованое ограждение на балконе. В Некрасовке стараниями бригады из Ессентуков десятка два домов уже на стадии готовности. - Ох, и намаялись мы здесь, - рассказывает прораб Вася, отстраивавший Чечню и Южную Осетию. - Только налепишь обои, хозяин говорит: "А я захотел другие, по 700 рублей, в клеточку". Другому пять раз переделывали лестницу - то площадка понадобилась, то ширина ступенек не та, то развернуть влево, то вправо. Сходил посмотрел, как же он раньше жил. Там хибара хуже курятника. Да почти у всех так же. Просто люди почувствовали, что из-за Олимпиады государство пойдет на уступки, и додавили его. Лазурный берег отдыхает К слову, сочинцы, не попавшие под снос, переживают из-за этого гораздо больше, чем жертвы, которым повезло. Улучшить жилищные условия, как сулила федеральная целевая программа развития города на 2006-2014 гг., старожилы не успели. А с июля 2007 года, сразу после объявления итогов конкурса на право проведения Олимпийских игр, цены на недвижимость рванули так, что позади остались самые известные зарубежные курорты. Например, квадратный метр на Лазурном Берегу во Франции оценивается в 3 тыс. евро, а в Сочи - в 4 тыс. Проекты жилых комплексов - не ниже бизнес-класса. Расчет инвесторов был явно на москвичей, питерцев и представителей других богатых регионов. Но раскрутить приезжих помешал кризис - спроса на квартиры практически нет, в состоянии "глубокой заморозки" находится более 100 многоквартирных жилых домов общей площадью 1,5 миллиона квадратных метров. Сейчас ценовой пузырь потихоньку сдувается, однако, по мнению риэлторов, это мало что изменит: в стране нет столько богатых фанатов, чтобы смотреть соревнования из собственного окна, и скорее всего Сочи встретит гостей Олимпиады хребтами помпезных недостроев, прикрытыми рекламными растяжками. Дух моря - Это к лучшему, - считает активистка комитета гражданского контроля Елена Гордеева, ярая противница дополнительной нагрузки на городскую инфраструктуру. - Сочи уже и так завален фекалиями по самую макушку. Вы сами понюхайте: из моря несет как из выгребной ямы. Местный "гражданский контроль" - что-то типа непримиримой оппозиции Олимпиаде. Вернее, сложившейся вокруг нее ситуации, когда строительство горнолыжных трасс и дворцов оказалось важнее всего. При каждом удобном случае "контролеры" капают чиновникам на мозги, что начинать стройку надо было с канализации и системы водоснабжения. По словам Елены, их не слушают. Тогда самые активные стали искать поддержки среди отдыхающих. Кто-то пытается собирать у них подписи за приоритетное финансирование "подсобных олимпийских объектов". Елена просто развивает любимую канализационную тему на городском пляже. Причем делает это так громко, что народ начинает нервно принюхиваться к окружающей среде. Пахнет - не пахнет, не понять. - Да вам шашлыки все перебивают, - поясняет Намерение активистки привлечь пляж к себе в сторонники пресекает подоспевшая милиция. Елену уводят. - Куда вы ее? - Оштрафуем на пару сотен. За экстремизм, - говорит сержант. - Из края есть приказ - не позорить Олимпиаду. Нехорошо это. Вон Немцов - баллотировался в мэры, так тоже запахом этим достал всех. Даже президенту писал. И что? На выборах его благополучно прокатили. А от проблемы все равно не отделались. Например, свалка в районе Адлера разрослась уже до неимоверных размеров. Мусор сбрасывают в ущелье с 1937 года, по 4 тысячи кубов в день. Благоухающий оползень угрожает близлежащим постройкам, один дом уже выгребали из-под завалов с помощью МЧС, два других могут сгинуть в мусоре в любой момент. Хозяева обороняются от бедствия молитвой, иных способов защиты нет. По данным Ростехнадзора, в море вблизи Сочи сбрасываются городские канализационные стоки - от 20 до 60 тысяч кубометров в сутки. Система не ремонтировалась 20 лет и рассчитана всего на 240 тысяч жителей. В Сочи уже сейчас проживает более 400 тысяч человек плюс десятки тысяч рабочих, съехавшихся со всей страны, и 4 миллиона отдыхающих за сезон. Такую нагрузку коммуникации не переваривают. Эксперты считают: если не ускорить реставрацию системы, все прорвет еще до Олимпиады. То есть "экстремистка" из гражданского контроля в принципе права. Тогда за что, интересно, с нее штраф 200 рублей? Мировой уровень - Недоброжелателей у Олимпиады много, - с обидой рассказывал Владимир Макаренко, представитель горного курорта "Газпрома" в Красной Поляне, где катаются оба наших национальных лидера. - Вот мы сейчас разговариваем, а "зеленые" под видом отдыхающих где-то шныряют, вынюхивают, потом пишут всякую чепуху: "Газпром" незаконно пилит деревья". А что мы построили курорт мирового уровня - этого они замечать не хотят. Странно, конечно, ведь газпромовский уровень буквально лезет в глаза. На отметке в 1436 метров есть бар, в котором Владимир Путин запросто попил чайку с неизвестными лыжниками. Его место у стойки показывают всем желающим. Чуть правее - горнолыжная трасса для начинающих, где прошлой зимой катался Дмитрий Медведев. Нам с гордостью рассказывают: здесь записывалось его обращение к россиянам насчет того, что всем нам надо учиться отдыхать. После этого на базу "Газпрома" ломанулось столько соотечественников, что пришлось закладывать вторую парковку на тысячу машин. В принципе, если позволяет зарплата, отсюда можно и вовсе не уезжать. Комплекс полностью автономный - свой водозабор, теплоэлектростанция, очистные сооружения, фабрика полуфабрикатов с годовым запасом продуктов, спутниковая связь, интернет, ухоженная территория. Номер в гостинице начинается от 17 тысяч рублей за сутки, что тоже приятно, потому что в цену по мировым стандартам входят тапочки и махровый халат. К Олимпиаде так будут выглядеть все курорты в Красной Поляне, ведь рядом строятся тоже серьезные инвесторы - "Интеррос" Владимира Потанина, Сбербанк Германа Грефа. Судя по рапортам "Олимпстроя", после Олимпиады курорты смогут принимать 100 тысяч спортсменов в день. В России действительно негде тренироваться прыгунам с трамплина, фигуристам, горнолыжникам, бобслеистам и далее по всему списку зимних видов. Но если спортивные чиновники всерьез рассчитывают использовать олимпийские объекты в качестве тренировочной базы, их придется здорово огорчить. Нищим федерациям, которые не в состоянии купить даже нормальную форму, подобные тренировки в финансовом смысле не поднять. Ведь круглогодичное обслуживание этих спортсооружений, вполне возможно, обойдется в сумму, равную, а то и превышающую стоимость их строительства. Кто это оплатит, чтобы после Олимпиады курорты не опустели? Выход, похоже, один - всем миром вставать на лыжи и кататься до тех пор, пока не окупятся хотя бы бюджетные расходы. Сооружаемые спортивные объекты Строит государственная корпорация "Олимпстрой": санно-бобслейная трасса (вместимость 11 000 зрителей) с сетями водо- и электроснабжения и канализации малая ледовая арена для хоккея с шайбой (7000 зрителей) ледовый дворец спорта для фигурного катания и соревнований по шорт-треку (12 000 зрителей) большая ледовая арена для хоккея с шайбой (12 000 зрителей) центральный стадион на 40 000 чел. ледовая арена для керлинга (3000 зрителей) Олимпийский парк в Имеретинской низменности Строят инвесторы: горнолыжный центр (18 000 зрителей) с инженерной защитой территории - ООО "Роза Хутор" сноуборд-парк (15 000 зрителей) - ООО "Роза Хутор" фристайл-центр (14 000 зрителей) - ООО "Роза Хутор" комплекс трамплинов К-125, К-95 (15 000 зрителей) - ОАО "Красная Поляна" крытый конькобежный центр (8000 зрителей) - ОАО "Нефтегазовая компания "РуссНефть" биатлонный комплекс (20 000 зрителей) - ООО "Трайпл" лыжный комплекс (16 000 зрителей) с двумя автомобильными дорогами, горный 4-звездочный комплекс на 800 мест - ОАО "Газпром" Инвесторы - ООО "РогСибАл", ООО "Роза Хутор", ЗАО "АЛРОСА" - также финансируют строительство основной Олимпийской деревни (3000 мест), горной Олимпийской деревни (2600 мест), комплекса зданий и сооружений для размещения МОКа и главный медиацентр. Инфраструктура - строительство дорог, водозаборов, электроподстанций, канализации, очистных сооружений - возложена на госкорпорацию "Олимпстрой". РЖД приступают к строительству наиболее сложного и дорогостоящего проекта по строительству совмещенной железнодорожной и автомагистрали Адлер - Красная Поляна (доставлены механизмы по пробиванию горных тоннелей). Планируемая пропускная способность - 12 000 пассажиров в час. Источник:
ОБЩЕСТВО: ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ
|
ОБЩЕСТВО | ЭКОНОМИКА | ПОЛИТИКА | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | ТУРИЗМ | СПОРТ | В МИРЕ | НЕДВИЖИМОСТЬ |
Фоторепортажи | Погода | Работа | Комментарии | Форум | Карта | Подписка | Реклама | Об агентстве |
Размещение рекламы в «СОЧИ 24» Прайс-лист, (8622) 37-62-16, info@sochi-24.ru Редакция: news@sochi-24.ru | Архивы за 2024, 2021, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009 гг. | |||
2009–2013 © Информационное агентство «СОЧИ 24» ИА «СОЧИ 24», св-во регистрации СМИ ИА № ФС 77-44763 Материалы агентства могут содержать информацию 18+ При цитировании гиперссылка на «СОЧИ 24» обязательна. | «СОЧИ 24» - это оперативные новости Сочи и аналитика, фоторепортажи, погода в Сочи, форум, работа в Сочи. |